Шмели могут обмениваться опытом

shmel-na-tsvetke

В журнале PloS One зоологи Лондонского университета опубликовали результаты своего исследования, в котором они изучали возможность обучения и взаимной передачи новых знаний у насекомых.

Ученые работали с популяциями шмелей, у которых часть особей была обучена вытаскивать награду с помощью веревочки из недоступного места. Наученные этому шмели смогли передать свои навыки остальным членам колонии.

Эксперимент по обучению шмелей

Учитывая, что в живой природе с подобными неожиданностями насекомые никогда не сталкиваются, течение эксперимента было разбито на несколько этапов:

  • приучивание шмелей пить раствор сахара из микропробирки;
  • обучение вытаскиванию емкости с угощением из недоступного места с помощью веревочки;
  • передача полученных знаний другим членам колонии.

Первый этап эксперимента по приучиванию пить раствор сахара прошли все шмели. После этого задача была усложнена. Искусственные околоцветники начали прикрывать прозрачным плексигласом, добычу из-под которого можно было достать только с помощью веревочки. Этот тест смогли пройти немногим более половины насекомых.

Для следующего, самого сложного уровня отбирались наиболее «талантливые» шмели. В эксперименте их использовали как демонстраторов по социальному обучению. Опыт проводился следующим образом. В прозрачной коробке с угощением помещали шмеля-учителя и шмеля-ученика, который мог только наблюдать за действиями своего наставника, не вмешиваясь в процесс. Награду он также не получал.

шмель в полете

После демонстрации возможностей учителя ученику давали возможность повторить действия демонстратора самостоятельно, а весь процесс фиксировался, после чего подвергался анализу. Выяснилось, что примерно 60% учеников, полностью скопировав поведение учителя, смогли достать угощение. Следует отметить, что для чистоты эксперимента все ученики были пропущены через эту же коробку, однако без предварительной демонстрации самостоятельно что-нибудь сделать практически никто не смог.

Читайте также:  Жизнь муравьев в муравейнике

Анализ видеозаписей показал некоторые из механизмов обучения. Так, ученики обращали внимание на место, где при выполнении задания находился их учитель, после чего приземлялись именно туда. Следующим их шагом было обращение внимания на предмет, с которым работал учитель, т.е. веревочку.

В самой сложной стадии эксперимента уже обученных шмелей запускали в колонии незнакомых с подобными опытами. Выяснилось, что новые способности очень быстро распространялись среди популяций и продолжали передаваться даже после удаления оттуда первых учителей.

Рейтинг:
[всего голосов: 3, средний: 5]

Рекомендуем почитать

Следы гигантских цунами обнаружены на Марсе... Ученые из Палеонтологического института Тусона, США, опубликовали интересный доклад. В нем содержаться доказательства сразу двух гипотез: существо...
Неандертальцы могли исчезнуть от воздействия дыма ... Известно, что род Homo, наряду с человеком разумным, состоял и из других видов людей, таких, к примеру, как денисовцы или неандертальцы. Однако эв...
Подтверждено наличие планеты, обращающейся вокруг ... Исследователи сразу двух научных учреждений США, Государственного университета Сан-Диего и Центра космических полетов имени Годдарда из НАСА, подт...
Гало Млечного Пути вращается вместе с галактически... Издание журнала Astrophysical Journal опубликовало исследование астрономов из Мичиганского университета, которые заметили, что внутри галактическо...

ПРОЕКТУ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *